Вторник, 19.03.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана"

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 283
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Они были первыми..."

Наша школа после Великой Отечественной войны первая в городе Черняховске распахнула двери для детей,  молодежи, фронтавиков, которые нуждались в получении образования. Педагоги, которые работали в послевоенные годы в школе №1, развивали систему образования региона:

1. Алексей Парамонович Камзолов- учитель истории, директор школы 1946-51 годы

2. Иван Павлович Антипенко -учитель истории, директор школы 1966 – 74 годы

3. Нелли Николаевна Кузьменко – учитель истории.

4. Георгий Александрович Дьячков – учитель математики, директор школы

5. Валентина Михайловна Шохина - учитель начальных классов.

6. Александра Ивановна Терещенко – завуч школы.

7. Вадим Александрович Голубин - завуч школы.

8. Иван Иванович Скрябиков – учитель физкультуры.

9. Иван Петрович Базилевский – учитель военной подготовки, труда.

10. Николай Михайлович Кочешев – учитель труда.

11. Зоя Александровна Ратникова – учитель математики.

12. Александра Федоровна Гачина – учитель англ. языка.

13.Николай Карлович Розенталь – учитель ОБЖ.

14. Лепёхина Наталья Ивановна - учитель начальных классов.

16. Николаев Юрий Михайлович – учитель ОБЖ

17.  Рудникова Ираида Степановна – учитель географии

18. Дубовикова Зоя Николаевна – учитель математики.

Ветераны школы, которые стояли у истоков системы образования Калининградской области. Они проработали много лет не только в нашей, но и в других  школах, Доме пионеров города:

1. Лактионова Анна Ивановна – первая пионервожатая.

2. Костина Маина Агафоновна – пионервожатая.

3. Картавенко Лидия Васильевна – первая ученица школы №1, впоследствии учитель школы.

4. Маслова Тамара Гавриловна – библиотекарь школы, учитель немецкого языка

5. Винниченко Вера Дмитриевна – учитель начальных классов.

6. Некрасова Павлина Семёновна – учитель химии, завуч школы.

7.  Стельмах Людмила Даниловна – учитель математики.

8. Мусорина Марья Павловна – учитель химии

9. Стрюк Николай Федосеевич –23 года  проработал директором, учитель физики,  пятидесят лет руководил кружком скоростной радиотелеграфии «Эфир»

10. Ильинкова Элеонора Николаевна выпускница 1959 года, учитель физики, информатики

  А.П. Камзолов 

Первыми директорами школы были гвардии майор И.В. Соколов и бывший комиссар А.П. Камзолов. Военные трудности сменились на трудовые будни: в городе не было транспорта, не хватало топлива. При школе был создан интернат, где жили дети из отдаленных поселков. Они приезжали в школу в воскресенье вечером на бричках, фаэтонах, велосипедах. Занимались при свечах, но пропусков уроков не было. Учениками школы стали и бывшие сыновья полков, воспитанники боевых частей.

 Маслова Т.Г.

Интервью с Масловой Т.Г.

(ветеран Великой Отечественной войны)

 

Мы пришли к Тамаре Гавриловне. Она приняла нас очень гостеприимно.

После того, как мы объяснили Тамаре Гавриловне кто мы и зачем пришли, она сразу предалась воспоминаниям.

Мы спросили у Тамары Гавриловны, когда же она работала в нашей школе?

Т.Г. – Я начинала работать в  1949 году. Я тогда приехала из института. В  школе №1 я работала учителем  английского языка,- вспоминает Тамара Гавриловна – После того как меня  назначили работать в библиотеку, я сидела и в библиотеке и бежала на уроки. У нас был прекрасный учительский коллектив. Было очень интересно. Многие учителя и ученики до сих пор приходят ко мне, и мы с удовольствием вспоминаем дела прошедших дней.

Мне дали 4 пятых класса и когда начались экзамены, все мои ребята сдали экзамен по английскому языку.

Тамара Гавриловна показала нам свои фотографии, и на одной из них мы увидели много «друзей по оружию» (так называла их Тамара Гавриловна)

Т.Г.- Мне прислали приглашение из города Вилейки: «Приезжайте на встречу», и я поехала.

Когда я была партизанкой, нам всем давали задания  куда пойти, с кем познакомиться. Я служила в основном в разведке.

   Дошли до школьной фотографии.

Т.Г. – А вы знаете, что Элеонора Николаевна была моей ученицей?

Мои ученики говорили: «Мы хотим быть похожими на Тамару Гавриловну!

Я смеялась и говорила: «Да я же вам двойки ставлю!»

Мы спросили: «Тамара Гавриловна, расскажите нам про Великую Отечественную войну»

Т.Г. – Мне было 15 лет, когда я окончила педагогическое училище. И меня посылают в Белоруссию, назначают заведующей школы. Работать мне пришлось трудно. Школа была не достроена. Я работала очень долго. И, наконец, взяла себе отпуск. Я уже договорились с подружкой, чтобы на следующий день уехать. И тут ко мне заходит хозяин и говорит: «Сидите здесь! Я вас никуда не пущу!»

И тогда я спросила: «Почему?»

И он мне сказал, что началась война. Все ходы, все дороги были оккупированы немцами.

Остаюсь у хозяйки, живу, денег небыло. А во всем городе казнят, убивают, всех коммунистов ликвидируют. Потом меня назначают в ту же школу директором. Потом я поступила в партизанский отряд. Каждый из нас получил своё задание. Первым заданием, было – овладеет немецким языком. И все партизаны стали ходить на курсы 5 месяцев. Потом мне дали задание – познакомится с немцами. И я стала ходить в кино, на танцы, знакомиться с немцами. Потом мне дали задание – измерить глубину и количество окопов. И я дала детям задание – стала, чтобы они брали с собой линейки и бумагу, чтобы измерять залегание окопов. Когда мы пришли на место, дети пошли к окопам. И тут я услышала: «Что вы тут делаете?»  Я подняла голову и увидела немца, который наблюдал за нами с вышки. Я объяснила, что я учительница и веду здесь урок. Когда мы пришли обратно дети мне сдали примерную глубину окопов. А я ждала ареста, не ночевала дома. Но все обошлось хорошо.

 Потом Тамара Гавриловна поведала нам о том, как казнили евреев:

Т.Г. – С евреев снимали кольца, серёжки, браслеты, цепочки, подводили их к глубокой яме, расстреливали и поджигали.

Алина и Юля – расскажите нам про ВОВ.

Т.Г. – Была очень суровая. Воздух был наполнен гарью. В эту зиму редко кто выживал. Переживание настоль тягостное и ужасно тяжелое. Люди шли к партизанам, спасаясь от немцев. Очень много погибло. Немцы стали злыми, если где попадались им партизаны, то сразу всех расстреливали. Мне дали очередное задание: «пленить немца».

Но как? Мне дали его описание. И когда я пошла на танцы, я его увидела. Мы с ним танцевали. Он оказался каким-то начальником. После танцев он пошёл её провожать. Мы с ним дошли до определённого места. Сидели на лавочке и разговаривали. Я услышала позади себя шорох. И тут начался дождь. Немец снял свою шапку и одел мне на голову. И тут я почувствовала, что меня схватили и потащили вниз. Потом мои ребята узнали, что это я  и схватили немца. Сколько всего я пережила. Не дай Бог такого никому. 30 июня нас освободили. И я поняла, что свою миссию я выполнила, и на душе было спокойно.

После этого интересного разговора мы сказали Тамаре Гавриловне большое спасибо за интервью, попрощались и сказали, что она всегда сможет положиться на нашу помощь!

              Кузьменко Юлия

              Мустакаева Алина

 Ильинкова Э.Н.

Приехала я в  Черняховск из с. Долгоруково (Домтау) в 1950 году. В первую школу пришла сразу после Нового года. Встретила меня учительница начальных классов Брюховецкая Серафима Платоновна, очень добрая и внимательная, хотя на первый взгляд очень строгая. В четвёртом классе нас, дошедших до выпуска, было пятеро. Это Громов Вячеслав, Скрипкин Вячеслав, Чернякович Надежда, Павленко Татьяна и я. Потом класс всё время обновлялся. И вышло нас из стен родной школы 20 человек, из них пять мальчиков.

  Постоянного  классного руководителя у нашего класса не было. Сначала была Золина Ф.В. (математик), затем эстафету приняла Тамара Гавриловна Маслова, учитель английского языка. Это очень обаятельная, милая, но и строгая женщина, которую мы очень любили и были дружны.

  В школьные годы мне довелось учиться у замечательных педагогов, знающих и любящих свое дело. Это Химик Теофила Иосифовна, биолог. Кабинет её был как ботанический сад, в котором и климат – то был особый. Она всегда трудилась, ведь поддерживать такое большое зелёное хозяйство

было непросто. Благодаря этому человеку школа была в зелени. Цветы были везде. Под руководством Толи Осифовны (так мы её называли) работал кружок юннатов. Многим очень хотелось работать с ней, но учительница брала в него только трудолюбивых и любознательных. А пришкольный участок, где ставились разные опыты, выращивалась редиска, лук, плантация клубники!  Рядом с метеоплощадкой располагались клетки с кроликами, за которыми мы ухаживали. Пионерская жизнь была очень насыщенной, интересной. Мы шефствовали над младшими ребятами, октябрятами. Я была вожатой в одном классе Марии Сергеевны (фамилию не помню) до своего выпуска из школы. И теперь порой встречаемся с моими бывшими подопечными.

  В школе было много разных кружков, проводились сборы отряда, дружины, регулярно выпускались стенгазеты, организовывали походы по родному краю, культпоходы в кино, спортивные соревнования, различные выставки. Пионерская комната никогда не пустовала. Мы там  буквально пропадали. Любая общественная работа выполнялась с душой. Большая заслуга в этом принадлежала старшей пионерской вожатой Костиной Маине Агафоновне и Людмиле Александровне, бывшему директору школы.

   В те годы очень ответственно относились к школьной, художественной самодеятельности. Мы выступали перед своими родителями, перед избирателями на агитпунктах, на концертах в фонд всеобуча. В школе всегда был хор, на который ходили с большим удовольствием. А различные спортивные состязания?! Неугомонный наш физрук Вацлав Владиславович Пятрас дневал и ночевал в школе, постоянно организуя спортивные праздники, в которых участвовали почти все ребята.

  Массовость – главный критерий всех школьных дел.

  Очень интересной была наша жизнь в старших классах, когда нашей  классной мамой стала Лидия Федоровна Дронова. Мы очень любили её, дорожили её вниманием, мнением, уважали за ум, интеллигентность, эрудицию. Это был в высшей степени авторитетный для нас человек. Наш класс стал лучшим в школе. Мы были инициаторами многих хороших дел. С удовольствием организовывали и проводили школьные вечера. Сплотила нас и самодеятельность. Мы могли своими силами поставить концерт. В нашем классе был очень талантливый мальчик – слава Громов. Это был наш магнит. Он играл на баяне, фортепьяно, отлично рисовал и пел. А в учебе не было ему равных. И товарищем он был хорошим. Все мальчишки старались подражать ему. Уже в десятом классе вместо ушедшей по семейным обстоятельствам Лидии Федоровны (родила ребёнка) к нам пришла классным руководителем Боровая Нина Николаевна, учитель физики. Она много уделяла нам  внимания, была интересным собеседником. С ней нам было хорошо, легко, интересно. Мы с нетерпением ждали очередной классный час.

  Прежде всего, она отлично знала свой предмет и очень умело передавала нам свои знания. На её уроках все темы казались лёгкими, понятными, легко справлялись мы и  с задачами. Большим авторитетом была она доля мальчиков, т. к. прекрасно разбиралась в приборах, чертежах, электро- и радиотехнике. Физику любили все. Благодаря Нине Николаевне я, как и многие ребята из нашего класса, связали свою жизнь с физикой.

  Хочется несколько тёплых слов сказать о Георгии Александровиче Дьячкове, учителе математики. Это был чудесный человек, на которого никогда не обижались, хотя он щедро ставил двойки и скупо - пятерки. Он всех хотел научить математики. Мы всегда ждали его уроков. Директором школы в тот период была Софья Павловна Тимофеева (географ). Очень умный, справедливый человек, она была авторитетом для всех.

 

Электронный журнал
Горячая линия
Телефон доверия
Группа в контакте
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024