Аналитическая
информация о праздновании Дня славянской письменности и культуры в МБОУ СОШ №1
г.Черняховска
В
соответствии с Указом президента Российской Федерации от 16 мая 2010 года № 323
«О праздновании Дня славянской письменности и культуры», с письмом министра
образования Калининградской области С.С. Трусеневой № 3887 от 29 апреля 2013 года, поручением
начальника управления и охраны детства муниципального образования «Черняховский
муниципальный район» И.П. Душакевич № 261 от 13 мая 2013 года, в связи со 1150-летием
со дня создания славянской письменности, в память просветителей славянских
народов в МБОУ СОШ №1 г.Черняховска организованы и проведены 24 мая т.г. «Уроки
Кирилла и Мефодия». Цель данного проекта – бережное отношение к родному слову,
расширение представлений учащихся о важности миссии братьев-просветителей,
духовно-нравственное воспитание учащихся, воспитание интереса и уважения к
книжной культуре
Мероприятия проведены во всех возрастных группах,
параллелях и классах школы. Всего было проведено 9 мероприятий. С учащимися 5-7
классов, учащимися 10-11 классов проведены совместные мероприятия.
В начальных
классах основной формой проведения занятия были рассказ учителя с опорой на
знания учащихся и с использованием презентаций, практических работ и игровых
моментов. Учителя Михалькова Ц.В. (1 класс), Антоненко Р.Н. (2 класс),
Ковальчук Т.Ф. (3 класс), Куликова М.И, (4 класс) подробно рассказали детям о
празднике, о том, что объединяет русский народ (обычая, традиции, культура,
язык, вера), о жизни Кирилла и Мефодия, о том, как они составляли азбуку. Дети
с интересом рассматривали буквы кириллицы и глаголицы, самостоятельно высказали
предположение, почему кириллица вытеснила глаголицу. Узнали, почему букву «ять»
называли «кошмаром русских школьников», что означает выражение «прописать ижицу».
Поговорили о красоте русского слова, вспомнили стихи А.с. Пушкина, С.А.
Есенина, И.С.Никитина и других поэтов, поговорили о чистоте русского языка,
называли красивые добрые слова. В 3 классе проведена интересная практическая
работа: дети писали на шариках красивые добрые слова, на листочках написали
плохие (но вслух не читали!), а затем под лозунгом «Нет сквернословию!» сожгли
эти бумажки. Затем ребята выбрали из кириллицы понравившиеся им буквы, написали
их на флажках и гирляндой, шарами с добрыми словами (результат коллективного
творческого дела) украсили класс. Первоклассники и учащиеся 4 класса играли в
развивающие игры, такие как «Наборщик слов», «Запомни, повтори, дополни»,
«Угадай слова», рисовали буквы кириллицы в форме вензеля. На этапе рефлексии выявлено,
что занятие понравилось всем учащимся, большинство из них узнали много нового,
некоторые учащиеся изъявили желание узнать больше о наскальных рисунках
«пиктограммах». У учащихся 2 класса живой интерес вызвала викторина о Кирилле и
Мефодии, ребята активно участвовали в ней и показали хорошие знания по
теме.
Совместный
классный час по теме «Уроки Кирилла и Мефодия» организован для учащихся 5-7
классов. Организаторы классные руководители 5 класса Сидоренко И.Н., 6 «А»
класса Ничипорчук Л.И., 7 класса Ефименко И.А.. Классный час проведен в форе
устного журнала. Активное участие в подготовке и проведении мероприятия приняли
сами учащиеся, они выступили с
сообщениями о братьях просветителях, активно высказывали свое мнение о важности
праздника для русской культуры. Иллюстративный ряд темы представлен презентацией и документальным
фильмом. На этапе рефлексии проведено анкетирование, в результате которого
выявлено, что классный час детям понравился, все они узнали много нового,
некоторые дети выразили желание в будущем выступить в роли докладчиков,
некоторые учащиеся изъявили желание проявлять больше интереса к чтению книг.
Учащиеся 5 класса нарисовали рисунки, написали мини-сочинения на тему «День
славянской письменности» и собрали работы в общую папку. Получилась
своеобразная книга – результат коллективного творчества, которую можно
использовать на уроках русского языка, литературы, истории и внеклассных
занятиях. Учащиеся 6б класса СК(КО) изучив с помощью учителя жизнь и
миссионерскую деятельность братьев-просветителей, с интересом разгадывали
кроссворд. Учащиеся 8 класса просмотрели видеофильм по теме и выразили свое
отношение к увиденному, написав сочинение. В заключение урока учащиеся ответили
на вопросы викторины, продемонстрировав знания, полученные в ходе урока, а
также из иных источников.
Совместное
мероприятие для учащихся 10-11 классов
проведено в форме устного журнала и элементов игры. Использованы такие методы
как презентации докладов учащихся по теме с последующим обсуждением
услышанного, просмотром презентации «Из истории русской письменности».
Завершила мероприятие викторина на знание истории азбуки. Учащиеся охотно
отвечали на вопросы, активно обсуждали проблемы современного русского языка и
культуры.
Анализируя проведенные
в школе мероприятия можно сделать вывод о том, что празднование Дня славянской
письменности и культуры прошло четко, организовано, при высокой активности
учащихся и ответственном отношении классных руководителей и учителей русского
языка и литературы и истории. Были использованы разнообразные формы и методы работы с детьми (беседы, викторины, элементы
интерактивного обучения), выстроен разнообразный видеоряд. Имела место актуализация знаний, полученных учащимися
ранее на уроках и из иных источников информации.
Психологический
климат на занятиях был комфортный и доброжелательный. Классные руководители
сумели создать необходимую учебную ситуацию для работы, четко поставили перед
детьми цели и задачи. Дети были активны и раскрепощены, наперебой отвечали на
вопросы. Данные мероприятия значительно расширили кругозор учащихся, детьми
освоены новые знания, приобретен определенный социальный опыт.
В качестве
рекомендации хотелось бы пожелать активнее использовать в работе
межведомственное взаимодействие. Мероприятие имело бы больший эффект если бы
были привлечены такие учреждения как «Дом книги», РДК, ДЮЦ, служители
Свято-Михайловского храма и т.д.
Заместитель
директора по УВР /Л.Г. Сокол/ Работы учащихся:
|