Интегрированный урок
географии, истории, краеведения
по теме: «Черняховск –
моя малая Родина».
Урок посвящается 65-летию Победы в Великой
Отечественной Войне.
Учебные цели:
1. Ознакомить с историей
своего края.
2. Развивать умение
использовать различный дополнительный материал.
3. Воспитывать чувства
любви к своему краю.
4. Способствовать
пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, малой Родины.
Оборудование урока:
Карта Калининградской области,
фотоматериалы, издания о Калининграде, Черняховске, рефераты учащихся к теме,
стенгазета «Черняховск - моя малая Родина», отчеты об экскурсиях в замок
«Инстербург», в музей И.Д.Черняховского.
Фильм
«Янтарный край России», гербы Инстербурга и Черняховска.
Форма проведения урока:
Обобщение по результатам исследовательской и
поисковой работы учащихся.
Просмотр
фильма «Янтарный край России».
Класс
поделен на 3 группы для исследовательской работы.
Мотивационно – ориентационный аспект:
С целью создания мотивационной готовности и
положительного эмоционального настроя учитель сообщил о результатах проведенной
предварительной работы – письменном рассуждении учащихся на тему: «Черняховск –
моя малая Родина».
Задание на урок:
Записать события в истории края к датам:
1336г., 1350г., 1583г., 22 января 1945г., 1945г., 1946г.
План работы:
1. Историческая справка
основания и развития замка и города Инстербург
( 1336г.-1945г.).
2. Город за 65 лет с 1946г.
по 2010г.
3. Проекты будущего
развития города.
Так как урок охватывает большой период
времени и объемный материал, была использована предварительная индивидуальная и
групповая работа, способствующая развитию коммуникативных качеств личности,
усвоению большого объема информации.
Данная работа включает:
Стенгазета «Черняховск – моя малая Родина»,
фотовитрина Инстербург 1939г., проекты будущего города.
Работа с Интернет – материалами по теме:
«Эстафету славы русского оружия пронесли на нашей Земле лучшие сыны Отечества».
Отчеты об экскурсиях в музеи и промышленные
предприятия города.
Перед началом работы учитель ставит задачу:
воспроизвести события по датам: 1336г.
1583г.
1944-45гг.
1946г.
1 группа.
Историческая справка основания и развития замка и города Инстербург
1336-1945гг.
История нашего края уходит далеко вглубь
веков. Первоначально здесь проживали племена пруссов. В ХIII
в. пруссы были порабощены рыцарями Тевтонского ордена крестоносцев. Захватчики
уничтожали коренное население и на возвышенностях строили замки. В 1336г. был
заложен замок Инстербург, который дал начало поселению. В 1583г. Маркграф Георг
Фридрих подписал указ о предоставлении права города Инстербургу и утвердил герб
города.
Название Инстербург произошло от слияния
двух слов «Инстер» - река и «бург» - город. И так город на реке Инстер.
Первоначально в городе было 1200 жителей. На гербе изображен охотник с рожком и
медведь, т.к. в этих краях водились медведи. В центре герба буквы GF
(Георг Фридрих).
Далее эта земля вошла в состав независимого
герцогства Пруссия в ХVI в. позднее в Восточную
Пруссию, вошедшую в состав Германской империи. Эта земля знала много битв и
сражений:
1410г. – Грюнвальдская битва;
1757г. – Гросс – Егесдорфское сражение;
18078г. – сражение под Прейсиш – Эйлау;
1914г. – окружение русской армии в Восточной
Пруссии;
1944-1945гг. – операция по освобождению
Восточной Пруссии Советскими войсками.
На нашей земле два памятника ратного
прошлого в честь военных событий. Это в пос. Междуречье и пос. Нагорное.
На
этой земле пронесли славу русского оружия лучшие сыны нашего Отечества: Суворов
Александр Васильевич;
Багратион Петр Иванович;
Барклай-де-Толли Михаил
Богданович;
Давыдов Денис Васильевич;
Черняховский Иван Данилович.
В память о ратных подвигах сынов русского
оружия на нашей земле поставлены памятники и их именами названы города. На
земле нашего района стоит 3 памятника: пос. Междуречье – в честь Гросс –
Егерсдорфско-
го
сражения в 1757г., памятник Барклаю-де-Толли пос. Нагорное и памятник
И.Д.Черняховскому.
Экономика
города Инстербурга
В 1939г. в Инстербурге проживали 38 тыс.
чел. В городе было более20 промышленных предприятий с числом рабочих от 50 до
150 чел. Это предприятия и заводы: газовый, химический, кирпично-черепичный,
гвоздильно-сеточный, цементный, лесопильные заводы, завод «Пух-перо». Пищевые
предприятия: сахарный, макаронный, молочный, сыродельный, пивоваренный. Одних
кондитерских и булочных было 14.
В городе был стадион, ипподром, плавательный
бассейн. Город был оснащен газовым освещением. В квартирах горожан были газовые
плиты и счетчики. В городе была своя узкоколейка, несколько маршрутов
троллейбусов. Был построен канал. В Инстербурге ежегодно проходили конные
турниры.
События осени 1944г. весны 1945г. имели
значение как Восточно – Прусская операция. Войска 3-го и 2-го Белорусского
фронтов должны были отсечь восточно-прусскую группировку врага от основных сил,
прижать ее к морю. Затем с помощью Балтийского флота окружить противника и
уничтожить. 22января 1945г. проведен штурм Инстербурга. В апреле 1945г. штурм
Кенигсберга. К этому времени относится гибель у г.Мельзак командующего 3-м
Белорусским фронтом генерала армии И.Д.Черняховского.
2 группа.
События в нашем городе с 1946г. по 2010г. за 65 лет.
В 1946г. в память о выдающемся советском
полководце И.Д.Черняховском Инстербург был переименован в Черняховск.
Существенно пострадала центральная часть города. Первыми переселенцами в
1946г., прибывшими восстанавливать Калининградскую область переселенцы из
Курской области и других городов страны. Городу пришлось залечивать военные
раны, восстанавливать городское хозяйство. Сегодня наш город Черняховск -
третий по величине город Калининградской области с населением более 50 тыс.
человек.
Город стоит на берегах рек Анграпы и
Инструч. По реке Преголе Черняховск имеет выход в Балтийское море.
Город сегодня является крупным
железнодорожным узлом на пути из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург.
В городе сегодня работают предприятия
машиностроительной отрасли (авторемонтный завод, цеха по сворке телевизоров и
бытовой техники «Телеволна», автотранспортные предприятия),
деревообрабатывающие и мебельные производства, пищевые предприятия (хлебозавод,
кондитерская фабрика, мясокомбинат).
3 группа.
Будущее Черняховска.
Во
время подготовки к уроку учащиеся встретились с Председателем комитета по
архитектуре и градостроительству Черняховского муниципального образования
«Черняховской округ» Прокопчук Галиной Владимировной.
Учащиеся сфотографировали проекты
строительства в городе на ближайшие годы, оформлена фотовыставка. Здесь
представлены проекты торговых зданий по ул.Калинина, ул.Ленина,
ул.Калининградской, складские помещения на ст. Черняховск, Интернет-кафе на
ул.Ленина, автозаправочная станция на ул. Октябрьская. Один из авторов проектов
наш земляк, выходец из г.Черняховска – Чечин Сергей Васильевич, архитектор.
Город Черняховск ожидают большие перемены.
Город вошел в план инвестиционной
программы строительства. Предварительные консультации проведены в
МИНЭКОНОМРАЗВИТИИ в г. Москве
Губернатором Калининградской области Цукановым Н.Н.. По этому плану в г.
Черняховске будет создан крупный
грузовой авиационный терминал на базе
одного из наших аэродромов. Совместно с
немецким предприятием будет построен
завод по производству высоколегированных
сталей. Идет работа над проектно-сметной документацией по строительству в
г.Черняховске крупного спортивного
комплекса с хоккейным полем на искусственном льду. На эти цели из областного
бюджета уже перечислены 2 млн. рублей.
Кроме того будет решен вопрос с МИНОБОРОНЫ
о передаче городу казарм на ул. Гагарина и ул. Тухачевского.
Обобщение, подведение
итогов урока (рефлексия):
Учитель:
1. Как Вы оцениваете свои
знания, полученные сегодня на уроке (глубокие, осознанные, предстоит осознать,
неосознанные).
2. Собрать листочки с
выполненными заданиями.
Выступления учащихся:
1
выступление.
Инстербург был основан в 1336 году
Тевтонским рыцарским орденом и свое первоначальное название Инстербург получил от реки Инстер и немецкого слова
«бург»- крепость, замок. Официально статус города был присвоен 10 октября 1583 года по указу
маркграфа Георга Фридриха. У города появился свой герб с изображением медведя
на белом щите и инициалы маркграфа GF, сверху располагалась
фигурка охотника с рожком. В ту пору в городе проживало около 1200 человек.
1350г.
– построена крепость Земландского епископа Георгенбург.
2 выступление.
Памятник в честь победы в битве при Гросс-Егерсдорфе. У хутора Удербален
(ныне пос. Междуречье). 15 августа 1757г. произошло сражение русский войск и
прусской армии. Шла семилетняя война. Опасаясь дальнейшего влияния Пруссии
Россия вступила в войну.
40-тысячная прусская армия
атаковала русскую армию внезапно и сначала перевес был на их стороне. Но полки под командованием генерала Румянцева
нанесли удар с фланга. Это привело прусаков в смятение, они не успели
перестроиться и обратились в бегство.
Это открыло русским путь на Кенигсберг. Битва явилась свидетельством
превосходства русской армии и поражением Пруссии.
3
выступление.
Михаил
Богданович Барклай-де-Толли годы жизни
(1767-1818 г.г.).
Князь, русский
генерал-фельдмаршал, происхождения знатного шотландского рода.
На
территории нашего края участвовал в сражении под Прейсши-Эйлау в 1807 году. В 1813-1814 г. г.
командовал русско-прусской армией, участвовал в Бородинском сражении.
В 1818
году здоровье Барклая-де-Толли резко
ухудшилось и врачи рекомендовали лечение в Вестбадене. По дороге из Тильзита в
Инстербург ему стало плохо. Сделали остановку в имении Желяйнен (ныне пос.
Нагорное). Там он и скончался. В 1821 году
король Пруссии Фридрих Вильгельм 111 отдал распоряжение поставить
памятник. Жители Инстербурга собирали деньги на памятник.
4
выступление.
Иван Данилович Черняховский родился в 1906
году, советский военноначальник, генерал армии, дважды герой Советского Союза (1943 г, 1944 г.).
В Великую Отечественную войну командир
танковой и стрелковой дивизии танкового корпуса. С 1944 года командующий
войсками западного и 3-го Белорусского фронтов. Погиб в бою за освобождение
Восточной Пруссии 18 февраля 1945 года в местечке Мельзак (ныне территория
Польши) похоронен в Вильнюсе. В 90 годы перезахоронен в г. Москва.
Город Инстербург переименован в г. Черняховск в 1946 году.
Была
сделана фотосессия урока.
IV этап - заключительный.
Выступление
на страницах газеты «Полюс + ТВ» о работе, которая была проведена в школе по
теме «Черняховск – моя малая Родина».
Статья в газете «Полюс + ТВ»
С чего начинается Родина?
«Черняховск – моя малая Родина».
Посвящается 65 - летию Победы в ВОВ.
В марте в МОУ СОШ №1 проведен цикл
мероприятий, посвященных теме: «Черняховск – моя малая Родина». Многие учащиеся
нашей школы в свои 15-16 лет никогда не выезжали из своего города, даже в
Калининград, не говоря о других городах России. Поэтому возникла идея: как ребята
относятся к своему городу – Черняховску. Считают ли город Черняховск - своей
маленькой Родиной?
С этой целью проведены экскурсии в музей
замка Инстербург, в музей И.Д.Черняховского. Оформлены рефераты на тему:
Эстафету славы пронесли земле нашей лучшие сыны Отечества». Это о ратных
подвигах на нашей земле А.В.Суворова, П.И.Багратиона, Д.В.Давыдова, М.Б.
Барклая-де-Толли, И.Д.Черняховского. Проведены с учащимися экскурсии на
предприятия города и составлены творческие отчеты.
Проведено интервью с Председателем Комитета
по архитектуре и градостроительству Черняховского муниципального образования
«Черняховский округ» Галиной Владимировной Прокопчук о перспективе
строительства в нашем городе жилья для черняховцев, о развитии инфраструктуры:
торговых центров и магазинов, частного кинотеатра, новых скверах, о
строительстве на улице Ленина Интернет - кафе. Ребят интересовал вопрос: будут
ли перестраиваться казармы по ул. Гагарина и ул. Тухачевского. Были
сфотографированы проекты будущих новостроек города, оформлена выставка.
Обобщением всей работы являлся урок:
«Черняховск – моя малая Родина». На уроке прозвучали слова любви к своему
городу. Вот выдержки из школьных
сочинений: «Я люблю свой город. Здесь я родился и вырос. Здесь живут мои
родители, друзья, здесь моя Родина». «Если я уеду, все равно Черняховск
останется моей Родиной. Если потребуется, я стану на его защиту». « Наш город
очень красивый, необходимо его беречь». «Мне нравится, что туристы, приезжая в
наш город, восхищаются его историей». «Черняховск – моя Родина. Здесь все
напоминает о моем детстве». «Наш город – историческая ценность, его надо
оберегать. Он хранит в себе много тайн». «Я люблю тихие, старые улицы нашего
города. Как будто попадаешь в прошлое». «Моя Родина – город Черняховск. За этот
город сражались наши деды, отдавали свои жизни за то, чтобы этот край расцветал
и развивался».
На уроке прозвучала инвестиционная
программа преобразований города, одобренная Губернатором Калининградской
области Цукановым Н.Н. о строительстве грузового
терминала, нового завода по производству высоколегированной стали, спортивного комплекса с хоккейным полем на
искусственном льду. В завершении урока был просмотрен фильм о Калининградской
области «Янтарный край России».
Возможно, в недалеком будущем наши учащиеся,
заканчивая школу, не будут покидать свой родной город. Они останутся здесь
навсегда, найдут себе дело по душе. Очень хочется в это верить.
Общие выводы:
Работа по данной теме явилась
источником решения педагогических проблем в школе:
- повышение качества
знаний;
- развитие речи, мышления,
памяти и других психических процессов;
- осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода;
- повышение уровня
воспитанности;
- обучение приемам
пересказа научного текста.
Данный педагогический опыт имеет
длительность функционирования, т.е. дальше развивается, совершенствуется и
имеет перспективность.
Учитель географии МБОУ СОШ №1
Суркова Ираида Николаевна.
|