Четверг, 25.04.2024, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана"

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 285
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интегрированный урок географии, истории, краеведения по теме: «Черняховск – моя малая Родина».

Интегрированный урок географии, истории, краеведения

по теме: «Черняховск – моя малая Родина».

 

Урок посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

 

Учебные цели:

1.     Ознакомить с историей своего края.

2.     Развивать умение использовать различный дополнительный материал.

3.     Воспитывать чувства любви к своему краю.

4.     Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, малой Родины.

 

Оборудование урока:

   Карта Калининградской области, фотоматериалы, издания о Калининграде, Черняховске, рефераты учащихся к теме, стенгазета «Черняховск - моя малая Родина», отчеты об экскурсиях в замок «Инстербург», в музей И.Д.Черняховского.

Фильм «Янтарный край России», гербы Инстербурга и Черняховска.

 

Форма проведения урока:

   Обобщение по результатам исследовательской и поисковой работы учащихся.

Просмотр фильма «Янтарный край России».

Класс поделен на 3 группы для исследовательской работы.

 

Мотивационно – ориентационный аспект:

    С целью создания мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учитель сообщил о результатах проведенной предварительной работы – письменном рассуждении учащихся на тему: «Черняховск – моя малая Родина».

 

Задание на урок:

  Записать события в истории края к датам: 1336г., 1350г., 1583г., 22 января 1945г., 1945г., 1946г.

 

План работы:

1.     Историческая справка основания и развития замка и города Инстербург

                ( 1336г.-1945г.).

2.     Город за 65 лет с 1946г. по 2010г.

3.     Проекты будущего развития города.

 

   Так как урок охватывает большой период времени и объемный материал, была использована предварительная индивидуальная и групповая работа, способствующая развитию коммуникативных качеств личности, усвоению большого объема информации.

Данная работа включает:

   Стенгазета «Черняховск – моя малая Родина», фотовитрина Инстербург 1939г., проекты будущего города.

   Работа с Интернет – материалами по теме: «Эстафету славы русского оружия пронесли на нашей Земле лучшие сыны Отечества».

   Отчеты об экскурсиях в музеи и промышленные предприятия города.

   Перед началом работы учитель ставит задачу: воспроизвести события по датам:   1336г.

              1583г.

              1944-45гг.

              1946г.

 

1 группа.

   Историческая справка основания и развития замка и города Инстербург 1336-1945гг.

 

   История нашего края уходит далеко вглубь веков. Первоначально здесь проживали племена пруссов. В ХIII в. пруссы были порабощены рыцарями Тевтонского ордена крестоносцев. Захватчики уничтожали коренное население и на возвышенностях строили замки. В 1336г. был заложен замок Инстербург, который дал начало поселению. В 1583г. Маркграф Георг Фридрих подписал указ о предоставлении права города Инстербургу и утвердил герб города.

   Название Инстербург произошло от слияния двух слов «Инстер» - река и «бург» - город. И так город на реке Инстер. Первоначально в городе было 1200 жителей. На гербе изображен охотник с рожком и медведь, т.к. в этих краях водились медведи. В центре герба буквы GF (Георг Фридрих).

   Далее эта земля вошла в состав независимого герцогства Пруссия в ХVI в. позднее в Восточную Пруссию, вошедшую в состав Германской империи.          Эта земля знала много битв и сражений:

      1410г. – Грюнвальдская битва;

      1757г. – Гросс – Егесдорфское сражение;

      18078г. – сражение под Прейсиш – Эйлау;

      1914г. – окружение русской армии в Восточной Пруссии;

      1944-1945гг. – операция по освобождению Восточной Пруссии Советскими войсками.

   На нашей земле два памятника ратного прошлого в честь военных событий. Это в пос. Междуречье и пос. Нагорное.

   На этой земле пронесли славу русского оружия лучшие сыны нашего Отечества: Суворов Александр Васильевич;

                   Багратион Петр Иванович;

                   Барклай-де-Толли Михаил Богданович;

                   Давыдов Денис Васильевич;

                   Черняховский Иван Данилович.

   В память о ратных подвигах сынов русского оружия на нашей земле поставлены памятники и их именами названы города. На земле нашего района стоит 3 памятника: пос. Междуречье – в честь Гросс – Егерсдорфско-

го сражения в 1757г., памятник Барклаю-де-Толли пос. Нагорное и памятник И.Д.Черняховскому.

 

Экономика города Инстербурга

   В 1939г. в Инстербурге проживали 38 тыс. чел. В городе было более20 промышленных предприятий с числом рабочих от 50 до 150 чел. Это предприятия и заводы: газовый, химический, кирпично-черепичный, гвоздильно-сеточный, цементный, лесопильные заводы, завод «Пух-перо». Пищевые предприятия: сахарный, макаронный, молочный, сыродельный, пивоваренный. Одних кондитерских и булочных было 14.

   В городе был стадион, ипподром, плавательный бассейн. Город был оснащен газовым освещением. В квартирах горожан были газовые плиты и счетчики. В городе была своя узкоколейка, несколько маршрутов троллейбусов. Был построен канал. В Инстербурге ежегодно проходили конные турниры.

   События осени 1944г. весны 1945г. имели значение как Восточно – Прусская операция. Войска 3-го и 2-го Белорусского фронтов должны были отсечь восточно-прусскую группировку врага от основных сил, прижать ее к морю. Затем с помощью Балтийского флота окружить противника и уничтожить. 22января 1945г. проведен штурм Инстербурга. В апреле 1945г. штурм Кенигсберга. К этому времени относится гибель у г.Мельзак командующего 3-м Белорусским фронтом генерала армии И.Д.Черняховского.

 

2 группа.

   События в нашем городе с 1946г. по 2010г. за 65 лет.

 

    В 1946г. в память о выдающемся советском полководце И.Д.Черняховском Инстербург был переименован в Черняховск. Существенно пострадала центральная часть города. Первыми переселенцами в 1946г., прибывшими восстанавливать Калининградскую область переселенцы из Курской области и других городов страны. Городу пришлось залечивать военные раны, восстанавливать городское хозяйство. Сегодня наш город Черняховск - третий по величине город Калининградской области с населением более 50 тыс. человек.

   Город стоит на берегах рек Анграпы и Инструч. По реке Преголе Черняховск имеет выход в Балтийское море.

    Город сегодня является крупным железнодорожным узлом на пути из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург.

    В городе сегодня работают предприятия машиностроительной отрасли (авторемонтный завод, цеха по сворке телевизоров и бытовой техники «Телеволна», автотранспортные предприятия), деревообрабатывающие и мебельные производства, пищевые предприятия (хлебозавод, кондитерская фабрика, мясокомбинат).

 

3 группа.

Будущее Черняховска.

 

      Во время подготовки к уроку учащиеся встретились с Председателем комитета по архитектуре и градостроительству Черняховского муниципального образования «Черняховской округ» Прокопчук Галиной Владимировной.

   Учащиеся сфотографировали проекты строительства в городе на ближайшие годы, оформлена фотовыставка. Здесь представлены проекты торговых зданий по ул.Калинина, ул.Ленина, ул.Калининградской, складские помещения на ст. Черняховск, Интернет-кафе на ул.Ленина, автозаправочная станция на ул. Октябрьская. Один из авторов проектов наш земляк, выходец из г.Черняховска – Чечин Сергей Васильевич, архитектор.

   Город Черняховск ожидают большие перемены. Город вошел в план  инвестиционной программы строительства. Предварительные консультации проведены в МИНЭКОНОМРАЗВИТИИ в г. Москве   Губернатором Калининградской области Цукановым Н.Н.. По этому плану в г. Черняховске  будет создан крупный грузовой  авиационный терминал на базе одного из  наших аэродромов. Совместно с немецким предприятием  будет построен завод по производству  высоколегированных сталей. Идет работа над проектно-сметной документацией по строительству в г.Черняховске крупного  спортивного комплекса с хоккейным полем на искусственном льду. На эти цели из областного бюджета уже перечислены 2 млн. рублей.

     Кроме того будет решен вопрос с МИНОБОРОНЫ о передаче городу казарм на ул. Гагарина и ул. Тухачевского.

 

Обобщение, подведение итогов урока (рефлексия):

Учитель:

1.     Как Вы оцениваете свои знания, полученные сегодня на уроке (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные).

2.     Собрать листочки с выполненными заданиями.

 

Выступления учащихся:

 1 выступление.

    Инстербург был основан  в 1336 году  Тевтонским рыцарским орденом и свое первоначальное название Инстербург  получил от реки Инстер и немецкого слова «бург»- крепость, замок. Официально статус города  был присвоен 10 октября 1583 года по указу маркграфа Георга Фридриха. У города появился свой герб с изображением медведя на белом щите и инициалы маркграфа GF, сверху располагалась фигурка охотника с рожком. В ту пору в городе проживало около 1200 человек.

1350г. – построена крепость Земландского епископа Георгенбург.

2 выступление.

   Памятник в честь победы в битве при Гросс-Егерсдорфе. У хутора Удербален (ныне пос. Междуречье). 15 августа 1757г. произошло сражение русский войск и прусской армии. Шла семилетняя война. Опасаясь дальнейшего влияния Пруссии Россия вступила в войну.

    40-тысячная  прусская армия атаковала русскую армию внезапно и сначала перевес был на их стороне.  Но полки под командованием генерала Румянцева нанесли удар с фланга. Это привело прусаков в смятение, они не успели перестроиться и обратились в бегство.  Это открыло русским путь на Кенигсберг. Битва явилась свидетельством превосходства русской армии и поражением Пруссии.

 

3       выступление.

    Михаил Богданович Барклай-де-Толли  годы жизни (1767-1818 г.г.).

 Князь, русский генерал-фельдмаршал, происхождения знатного шотландского рода.

   На территории нашего края участвовал в сражении под  Прейсши-Эйлау в 1807 году. В 1813-1814 г. г. командовал русско-прусской  армией,  участвовал в Бородинском сражении.

    В 1818 году  здоровье Барклая-де-Толли резко ухудшилось и врачи рекомендовали лечение в Вестбадене. По дороге из Тильзита в Инстербург ему стало плохо. Сделали остановку в имении Желяйнен (ныне пос. Нагорное). Там он и скончался. В 1821 году  король Пруссии Фридрих Вильгельм 111 отдал распоряжение поставить памятник. Жители Инстербурга собирали деньги на памятник.

 

4       выступление.

   Иван Данилович Черняховский родился в 1906 году, советский военноначальник, генерал армии, дважды герой Советского Союза (1943 г, 1944 г.).

   В Великую Отечественную войну командир танковой и стрелковой дивизии танкового корпуса. С 1944 года командующий войсками западного и 3-го Белорусского фронтов. Погиб в бою за освобождение Восточной Пруссии 18 февраля 1945 года в местечке Мельзак (ныне территория Польши) похоронен в Вильнюсе. В 90 годы перезахоронен в г. Москва.

    Город Инстербург  переименован в г. Черняховск  в 1946 году.

 

Была сделана фотосессия урока.

 

 

 

IV этап - заключительный.

Выступление на страницах газеты «Полюс + ТВ» о работе, которая была проведена в школе по теме «Черняховск – моя малая Родина».

                                   Статья в газете «Полюс + ТВ»

С чего начинается Родина?

«Черняховск – моя малая Родина».

Посвящается 65 - летию Победы в ВОВ.

 

    В марте в МОУ СОШ №1 проведен цикл мероприятий, посвященных теме: «Черняховск – моя малая Родина». Многие учащиеся нашей школы в свои 15-16 лет никогда не выезжали из своего города, даже в Калининград, не говоря о других городах России. Поэтому возникла идея: как ребята относятся к своему городу – Черняховску. Считают ли город Черняховск - своей маленькой Родиной?

    С этой целью проведены экскурсии в музей замка Инстербург, в музей И.Д.Черняховского. Оформлены рефераты на тему: Эстафету славы пронесли земле нашей лучшие сыны Отечества». Это о ратных подвигах на нашей земле А.В.Суворова, П.И.Багратиона, Д.В.Давыдова, М.Б. Барклая-де-Толли, И.Д.Черняховского. Проведены с учащимися экскурсии на предприятия города и составлены творческие отчеты.

    Проведено интервью с Председателем Комитета по архитектуре и градостроительству Черняховского муниципального образования «Черняховский округ» Галиной Владимировной Прокопчук о перспективе строительства в нашем городе жилья для черняховцев, о развитии инфраструктуры: торговых центров и магазинов, частного кинотеатра, новых скверах, о строительстве на улице Ленина Интернет - кафе. Ребят интересовал вопрос: будут ли перестраиваться казармы по ул. Гагарина и ул. Тухачевского. Были сфотографированы проекты будущих новостроек города, оформлена выставка.

    Обобщением всей работы являлся урок: «Черняховск – моя малая Родина». На уроке прозвучали слова любви к своему городу. Вот выдержки из  школьных сочинений: «Я люблю свой город. Здесь я родился и вырос. Здесь живут мои родители, друзья, здесь моя Родина». «Если я уеду, все равно Черняховск останется моей Родиной. Если потребуется, я стану на его защиту». « Наш город очень красивый, необходимо его беречь». «Мне нравится, что туристы, приезжая в наш город, восхищаются его историей». «Черняховск – моя Родина. Здесь все напоминает о моем детстве». «Наш город – историческая ценность, его надо оберегать. Он хранит в себе много тайн». «Я люблю тихие, старые улицы нашего города. Как будто попадаешь в прошлое». «Моя Родина – город Черняховск. За этот город сражались наши деды, отдавали свои жизни за то, чтобы этот край расцветал и развивался».

    На уроке прозвучала инвестиционная программа преобразований города, одобренная Губернатором Калининградской области Цукановым Н.Н.  о строительстве грузового терминала, нового завода по производству высоколегированной стали,  спортивного комплекса с хоккейным полем на искусственном льду. В завершении урока был просмотрен фильм о Калининградской области «Янтарный край России».

   

   Возможно, в недалеком будущем наши учащиеся, заканчивая школу, не будут покидать свой родной город. Они останутся здесь навсегда, найдут себе дело по душе. Очень хочется в это верить.

Общие выводы:

         Работа по данной теме явилась источником решения педагогических проблем в школе:

-       повышение качества знаний;

-       развитие речи, мышления, памяти и других психических процессов;

-       осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

-       повышение уровня воспитанности;

-       обучение приемам пересказа научного текста.

     Данный педагогический опыт имеет длительность функционирования, т.е. дальше развивается, совершенствуется и имеет перспективность.

 

 

 

Учитель географии МБОУ СОШ №1

Суркова Ираида Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (30.05.2013)
Просмотров: 2679 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Горячая линия
Телефон доверия
Группа в контакте
Поиск

Copyright MyCorp © 2024