Личностно-
ориентированный урок русского языка в
3-ем классе по теме « Определение» (знакомство с новым материалом).
\Программа
«Школа 21 века»\
Данный урок был проведен в
форме урока- исследования по теме
«Определение » с целью
знакомства с новым языковым понятием.
Цели и задачи урока:
-организовать деятельность учащихся по ознакомлению с
новым языковым понятием в разделе « Лексика » определением, как
второстепенным членом предложения.
- вызвать интерес учащихся к
занятию, придать ему проблемно-
исследовательский характер, что отвечает
личностным интересам и потребностям учащихся.
-создавать ситуации,
позволяющие ученикам проявлять собственные способности, возможности , интересы,
создавать ситуации выбора.
- развивать у учащихся
потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды
работы.
- учить ребят самооценке,
формировать умение самоконтроля.
- воспитывать толерантность,
умение общаться, совместно работать (в группе, в парах).
- способствовать
максимальному развитию различных психических процессов учащихся, формированию у
детей учебных навыков,
-ориентировать учащихся на
развитие интеллектуальных способностей, а не только запоминание учебной
информации.
Ход урока:
1. Организация класса:
У.- Прочитайте
на доске девиз нашего урока.
ВСЕ В НАШИХ РУКАХ.
У.-Сегодняшний
урок я хочу начать с восточной мудрости.
Давным-давно
жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы
показать себя мудрее, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку , спрятал ее
в кулаке и спросил у первого мудреца:
«Живая она или
мертвая?». А сам подумал « Если скажет «живая»,
сожму руку, и бабочка умрет. А если скажет «мертвая», то выпущу бабочку и она
улетит .Так мой соперник и опозорится. Но первый мудрец на вопрос живая бабочка
или мертвая, ответил: « Все в твоих руках». И снова оказался мудрее .
У.- Ребята,
пожмите друг другу руки, улыбнитесь и не забывайте, что все в ваших руках.
Желаю вам удачи на уроке.
2.Актуализация знаний:
У. Прочитайте
термин, записанный на доске ( Д.«Лексика»).
У. Что изучает этот раздел языка? (Д.Предложение. Его
состав. Как строится предложение. Как называются
различные члены предложения.
и т.д,).
У. Давайте вспомним все, что мы уже знаем о предложении.
Блиц- опрос (Верно-
Неверно)
- У.
предложение это слово или несколько
слов, связанных между собою по смыслу.( Д.
Ваше высказывание верно так как предложение это …)
- У. предложение выражает
законченную мысль. ( Д. Ваше высказывание
верно, так как предложение выражает …)
- У.
предложение не может состоять из одного слова. ( Д. Ваше высказывание неверно, т.к. предложение может состоять из
одного слова.)
-У.приведите
пример такого предложения. (Д. Утро.
Морозит).
- У. подлежащее
и сказуемое это главные члены предложения. ( Д. Ваше высказывание верно, так как …)
- У. подлежащее указывает, о
ком или о чем говорится в предложении.
( Д.
Ваше высказывание верно, так как …)
- У.
подлежащее может быть выражено только
им. существительным.
( Д. Ваше высказывание неверно, так как
подлежащее может быть выражено различными словами и группой слов.)
- У.
сказуемое это главный член предложения, который поясняет, что говорится о
подлежащем. ( Д. Ваше высказывание верно, так как …)
- У.
сказуемое может быть выражено только глаголом. ( Д. Ваше высказывание неверно, так как сказуемое может быть выражено глаголом, им. существительным,
им. прилагательным.)
- У. подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу
предложения. ( Д. Ваше высказывание верно, так как …)
- У. предложение , которое
состоит только из грамматической основы называется распространенным. ( Д. . Ваше высказывание неверно, так как
такое предложение является
распространенным.)
- У. обстоятельство
это второстепенный член предложения, который обозначает, как, где, когда
происходит действие.( Д. Ваше высказывание верно, так как …).
3. Постановка целей и задач урока:
Прочитать
предложения. Найти известные члены предложения.
Зеленая листва
шелестит на ветках.
Пушистые снежинки
ложатся на землю.
Лисья нора укрылась в кустах.
У-
Определите известные вам члены предложения.
К какому члену предложения мы не знаем, как задать вопрос ? Главный это член
предложения или второстепенный? ( Д.
Второстепенный. Это слова
«зеленая, пушистые, лисья».
У.
Попробуйте сформулировать тему урока. ( Д.
Познакомимся с новым для нас второстепенным членом предложения, научимся
задавать к нему вопросы.)
(На доске появляется символ « Почемучки»)
У.
Что будем делать, чтобы ответить на эти вопросы?( Д, Будем исследовать предложения.).
У.
Что является важным для определения члена предложения? На что обращаем внимание? ( Д. На какие вопросы отвечает. Что
обозначает.).
У.
Давайте ответим на эти вопросы.
4. Открытие нового знания детьми:
(Под
руководством учителя дети подбирают вопросы к словам « зеленая, пушистые,
лисья». Определяют, к какому слову относятся, что обозначают.)
Зеленая листва шелестит на ветках.
Пушистые
снежинки ложатся на землю.
Лисья нора укрылась в кустах.
У. Назовите
вопросы, которые мы задали ? ( Д.
Какая? Какие? Чья? )
У. Что
обозначают слова « зеленая, пушистые, лисья». ( Д. Признак. Принадлежность. )
У.Кто
попытается обобщить то, что мы узнали?( Д. новый член предложения отвечает на
вопросы Какой?, Какая?, Какие? Чей? и обозначает признак или принадлежность.)
У. Молодцы!
А теперь пришло время приоткрыть тайны
языка.( Учебник. Стр. 79.)
Хорошо
читающий ученик вслух читает правило. Затем каждый
самостоятельно .
У. Что узнали из правила? Расскажите друг другу.
Кто хочет попробовать
рассказать правило для всего класса? ( желающие учащиеся рассказывают правило.)
Физкультминутка:
( звучит музыка)
У.Мой голос будет сопровождать вас.
- Утром вы проснулись, потянулись, улыбнулись.
-Покажите, как
вы это делали?
-Приложите руку туда, где стучит сердце.
Успокойте его, чтобы оно билось не
так сильно.
- Протяните руки друг к
другу. Успокойте друг друга.
- Шепните друг другу ласковое
слово.
5. Первичное закрепление нового материала.
У. Выполним упражнение
№1 на стр. 79.
После прочтения задания, учащимся предлагается
- самостоятельно подумать над его выполнением.
- затем обсудить в парах. После проводится устная фронтальная
работа над данным упражнением.
У. В тетрадь запишите
ответ на второй вопрос.
Рыжая
белка юркнула в гнездо.
Найдем определение.( рыжая) Выделим его. К какому слову относится? Что обозначает? ( Д. Поясняет подлежащее « белка». Отвечает на вопрос
« какая?». Обозначает признак предмета (белки)
).
У. Запишите ответ на последний вопрос.
Листва скрывала беличье гнездо.
Найдем определение.(беличье ) Выделим его. К какому слову
относится? Что обозначает? ( Д.
Поясняет слово « гнездо». Отвечает на
вопрос «чье?». Обозначает принадлежность
предмета (гнезда) ).
6. Введение нового знания в систему уже изученного материала.
Работа в парах (закрепление материала)
У.-
Выполним работу на стр. 80. Упражнение № 4.
Какой значок видите возле упражнения? Что он
обозначает? ( Д. Трудное задание.)
У.Прочитайте
задание. Что поможет нам найти определения? На что мы будем обращать внимание? (
Д. На вопросы, которые можно задать
к этому слову, на значение – обозначает признак или нет.).
У.
Вам будет легче справиться с заданием, если вы выполните это упражнение в парах. Обменяйтесь мнением, посоветуйтесь друг
с другом, обоснуйте свое мнение. В случае затруднения обратитесь к правилу или
записям на доске.
( дети приступают к самостоятельной работе в
парах ).
По окончании выполнения упражнения, дети проводят самопроверку и самооценку.
Самопроверка выполняется при помощи Карточки-
помощницы, где дан правильный образец выполнения задания. После сверки ребята
выполняют самооценку по 10- бальной шкале.
7. Индивидуальное задание ( предлагается
по выбору тем парам, которые раньше
других выполнили задание, проверили его и оценили себя).
Найти определения в сказочном заморском предложении:
Куролая нукож мумукала в мове. Хрюмкали окатые тутуки.
- После окончания работы проверяется индивидуальное задание.
( фронтально) .
У. А для
чего нужно определение? Как вы думаете? Выскажите свое мнение.
Поможет рубрика в учебнике « Давай подумаем» ( стр. 80.)
(Детям предлагается сравнить два предложения
и высказать свое мнение.)
Звучит мелодия.- Звучит нежная мелодия.
Увидела дворец. - Увидела великолепный дворец.
(Д. Определения делают нашу речь более красивой, более точной, более
образной.)
8. Групповая
работа
-У. Поработаем редакторами. Выполним упражнение 5 на стр. 81.
Дети читают задание к
упражнению, обсуждают, что необходимо делать.
Затем делятся на группы (по
усмотрению учителя) и выполняют задание.
( При необходимости можно пользоваться Словариком-
помощником, в котором записаны примеры подходящих по смыслу прилагательных.)
По окончании работы коллективная проверка:
дети читают получившиеся у них тексты и оценивают качество выполнения работы
своей и товарищей.
9. Итог урока. Рефлексия.
У. Что
нового и интересного узнали сегодня? Чем
занимались? Интересно было или нет? Оцените работу по шкале трудности, по
интересу.
Работу класса в целом на уроке. Почему даете
такую оценку. Обоснуйте
Домашнее
задание:
Учебник стр. 80, упр. 2 // стр. 80 , упр.
3// стр. 81 упр.5 |