Пятница, 19.04.2024, 21:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана"

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 284
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Международный День энергосбережения

Международный День энергосбережения.

 Конспект урока "Климат и человек"

Тема урока: «Климат и человек»

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека.
    • Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.
    • Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.
    • Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.
  • Развивающие:
    • Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
    • Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа.
    • Продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу.
    • Развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • Воспитательные:
    • Продолжить формирование научного мировоззрения.
    • Показать связь с реальной жизнью.
    • Воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека.
    • Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
    • Формировать  патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке:

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
  • практические (заполнение таблицы);
  • наглядные (работа с наглядностью, проектором);
  • методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

  • работа в парах
  • фронтальная
  • индивидуальная (выполнение географического диктанта).

ХОД УРОКА

Отчего зависит погода? –
От места, в котором находишься ты, 
Его высоты, его широты, долготы, 
А также –  от настроения.

Ю. Пономарева

I. Организационный момент

1. Приветствие:

– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
–  Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
– Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Определение  отсутствующих

3. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Целеполагание и мотивация

Постановка цели и мотивация в ходе вводной беседы с учащимися

1. Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.

Интересный факт:

С октября 1981 г. специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных  парадов и демонстраций. Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы?(Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека)

2. Постановка учебной задачи

Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися.

III. Актуализация  знаний и умений

1. Работа с терминологической картой. (Приложение 1презентация «Климат и человек»)

  • климат
  • солнечная радиация
  • суммарная радиация
  • воздушные массы
  • циклон
  • антициклон
  • атмосферный фронт
  • атмосферное давление
  • погода
  • коэффициент увлажнения
  • испаряемость
  • амплитуда
  • трансформация

2. Работа с картами атласа

–  Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:

1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему?
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему?
3. Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?

IV. Изучение нового материала

Физкультминутка

Для улучшения  мозгового  кровообращения:

Исходное положение – сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6.
В среднем темпе 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных  вопросов:

1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность  людей? Как?
2) Какие неблагоприятные климатические явления, вы знаете?

– Для решения поставленных задач нам необходимо проработать несколько теоретических вопросов.

1) Обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

 

Особенно от климата зависит сельское хозяйство. Свойство климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Важнейшими  показателями  агроклиматических  ресурсов являются:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • мощность и продолжительность снежного покрова

Россия в силу географического положения  несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:

  • расходы на строительство  и отопление зданий
  • производство теплой одежды и продуктов питания

– Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? (Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.)
Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.

– Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и  людей управляющих различными видами транспорта. Для навигации морских  и  воздушных судов существует  три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.                                                                                                                   

Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?

  • при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
  • долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
  • недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
  • в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

– Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? (Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа)

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.
2. Вырубка лесов.
3. Увеличение доли автомобильного транспорта.

2) Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях. Среди неблагоприятных климатических  условиях для человека и его жизнедеятельности можно назвать: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни. 
Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

V. Закрепление нового материала

Географический диктант (Презентация «Климат и человек»)

  • Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
  • Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
  • Осадки в виде частиц льда.
  • Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
  • Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
  • Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
  • Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
  • Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
  • Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы. 
  • Представители каких профессий  составляют прогноз погоды.

VI. Подведение итогов урока

VII. Рефлексия

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (14.11.2015)
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Горячая линия
Телефон доверия
Группа в контакте
Поиск

Copyright MyCorp © 2024